Ѕензину предсказывают Ђпобедуї над инфл€цией

22.07.2017 22:47
÷ены на топливо как будто притормозили: в 2016 году они росли медленнее инфл€ции, а в первые шесть мес€цев 2017 года в ѕетербурге отставали от общероссийских. Ќо радоватьс€ не стоит, предупреждают эксперты. –ост Ђэкономически неизбеженї, признаютс€ они в неофициальных беседах.

¬ первом полугодии цены на топливо на петербургских заправках выросли в среднем на 3,8 %, сообщает ѕетростат. —ильнее всего подорожал ј»-92 – на 4,5 %, ј»-95 меньше – на 3,5 %. ’от€ увеличение было менее значительным, чем по стране в целом, радоватьс€ преждевременно, считают участники рынка. ÷ены, росшие в 2016 году медленнее общей инфл€ции, в 2017 году, по прогнозам экспертов, могут обогнать еЄ в 2-2,5 раза. ѕри этом нефт€ники будут выпускать даже больше бензина, чем раньше, но излишки не окажут вли€ни€ на стоимость топлива на ј«—: их выгоднее отправл€ть на экспорт.

ѕродавцы топлива не комментируют динамику цен открыто: ссылаютс€ на возможные претензии федеральной антимонопольной службы. Ќо в неофициальных беседах они признаютс€, что дальнейший рост стоимости топлива «экономически неизбежен».

 ƒавление на цены продолжит оказывать прошлогодний налоговый маневр (политика ћинфина по увеличению налога на добычу полезных ископаемых параллельно снижению экспортной пошлины). «¬ результате повышени€ акцизов оптова€ стоимость топлива подскочила в 2016 году на 12 – 15 %», – рассказал «‘онтанке» один из участников рынка. ’от€ в этом году рост замедлилс€, розница до сих пор не отыграла и прежнее повышение.

ѕо словам другого игрока, сейчас ј«— €кобы вынуждены сдерживать рост цен за счет собственной прибыли. ≈сли крупные вертикально интегрированные компании могут позволить себе работать в убыток, получа€ доходы от производства и оптовых продаж, то независима€ розница находитс€ на грани потери рентабельности, отмечает он.

¬озможное повышение цен собеседники оценивают в пределах 8 – 10 %, тогда как официальный прогноз по общей инфл€ции ÷Ѕ и ћинэкономразвити€ сохран€ют на уровне 4 %.

¬ инвестиционной компании «‘»Ќјћ», напротив, считают, что вли€ние акцизов уже себ€ исчерпало, равно как и плоха€ погода, спровоцировавша€ ускорение инфл€ции в мае и июне. «ќживлени€ деловой активности и роста реальных доходов населени€ не происходит, так что внутренние причины дл€ подорожани€ бензина отсутствуют», – комментирует эксперт-аналитик јќ «‘»Ќјћ» јлексей  алачев.

«ато эксперты Vygon Consulting раздел€ют опасени€ участников рынка. јналитики прогнозируют, что цены на ји-92 поднимутс€ на 8,5 %. Ќо этого будет недостаточно дл€ компенсации повышени€ оптовых цен. «ћаржа ј«— в 2017 году останетс€ на низком уровне – около 3 % от розничной цены», – отмечают они.

Ќа розничную стоимость нефтепродуктов будет оказывать и рост европейских цен. ќ том, что отечественные автолюбители не могут существовать изолированно от зарубежных, недавно напомнил и президент ¬ладимир ѕутин. Ќа встрече с работниками Ћебединского горно-обогатительного комбината глава государства заметил, что в –оссии цены на бензин и так ниже, чем во многих других государствах, из-за чего топливо вывозитс€ за границу. «≈сли мы не хотим, чтобы у нас все утащили, то надо и внутри страны держать определенный уровень», — по€снил он.

¬ следующем году снижени€ цен также ждать не стоит. —прос на бензин, потребление которого впервые упало в прошлом году, продолжит снижатьс€ в этом и следующем. Ќесмотр€ на это, объемы производства нефтеперерабатывающих заводов будут расти, считает глава «Ќефт€ного клуба» ќлег јшихмин.

ѕо мнению экспертов, этому будет способствовать по€вление новых мощностей (6 млн тонн на “јЌ≈ ќ и 3 млн тонн на яйском Ќѕ«) и модернизаци€, прошедша€ на нескольких других предпри€ти€х. ’от€ сами нефт€ники свои планы не раскрывают, по оценкам Vygon Consulting, в 2017 году объем выпуска может увеличитьс€ на 5 %, до 42 млн тонн, в 2018 году — на 9 %, до 45,9 млн тонн.

“акой разрыв между производством и потреблением чреват рекордным профицитом. ¬ 2016 году производство бензина уже превысило потребности внутреннего рынка на 4,9 млн тонн, в 2017 году излишки могут достичь 7,2 млн тонн, а к 2018 году превысить 10 млн тонн. Ќо избыток продукции вр€д ли окажет вли€ние на внутренний рынок — продукци€ с большой долей веро€тности будет поставл€тьс€ за рубеж. ¬ конце прошлого года пошлины на экспорт товарного бензина сократились вдвое, что делает такие поставки весьма выгодными, отмечает јлексей  алачев.

ѕо мнению эксперта, перспективными покупател€ми €вл€ютс€ страны ¬осточной и ёжной ≈вропы, а также “урци€. «ѕрактически везде цены на бензин в полтора-два раза выше российских», – по€снил он. ¬ Vygon Consulting считают, что лишний бензин нефт€ные компании, скорее всего, будут сливать на Ѕлижний ¬осток – например, в »ран, где наблюдаетс€ дефицит топлива, и в јфрику.

ќднако замедлить рост цен может вмешательство ”‘ј—. ѕо словам ќлега јшихмина, участники рынка попросили антимонопольщиков проверить обоснованность повышени€ цен в оптовом звене. «≈сли будет выдано предписание, подорожание удастс€ сдержать», – говорит он.

¬ начале июл€ начальник управлени€ регулировани€ “Ё  ‘ј— –оссии ƒмитрий ћахонин уже раскритиковал нефт€ные компании за цены по дизельному топливу и авиакеросину и пригрозил производител€м разбирательством. —итуацию, когда внутренние цены растут, а снижени€ экспорта не происходит, представитель ведомства назвал «ненормальной».

ќднако сами производители с такой логикой не согласны. ѕо словам представител€ одного из крупных игроков, предпри€ти€ в своих планах отталкиваютс€ исключительно от емкости рынка. «Ќа увеличение стоимости бензина производство не вли€ет», – сказал он.

√алина Ѕо€ркова, «‘онтанка.ру»

 омментарии

  • ¬контакте
  • Facebook

ћатериалы рубрики

Cтатьи Ќовости
    еще новости
    Ќаписать новость

    ƒо 20 фото JPG / GIF, до 5 мегабайт.

    Ќе забудьте указать свои контакты

    я принимаю все услови€ ѕользовательского соглашени€.